Городской инновационный проект "Ресурсный центр медиации"
О ЦЕНТРЕ
Создан на базе МБУ "ЦППМСП Калининского района г. Челябинска"
Центр ведет свою деятельность с 2020 года

Ресурсный центр медиации города Челябинска создан приказом Комитета по делам образования города Челябинска на базе муниципального бюджетного учреждения "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района города Челябинска" и является городским инновационным проектом.

Целью деятельности центра является осуществление системного и комплексного содействия профилактике правонарушений, социальной реабилитации участников конфликтных и противоправных ситуаций, с использованием восстановительных технологий, практик медиации при работе с детьми и подростками, членами родительской и педагогической общественности на уровне МБУ "ЦППМСП Калининского района г. Челябинска" и образовательных организаций города Челябинска.
Центр осуществляет инновационную, организационно-методическую, информационную, консультационную и издательскую деятельность.
Базовая площадка "Школьная служба примирения"
Организационная структура Городского инновационного проекта "Ресурсный центр медиации"
В составе Ресурсного центра медиации города Челябинска функционирует базовая площадка "Школьная служба примирения", целью которой является развитие в образовательных организациях города Челябинска восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации среди участников образовательных отношений.

Центр осуществляет координацию и методическое сопровождение деятельности Школьной службы примирения в образовательных организациях города Челябинска.

Базовые площадки "Школьная служба примирения" функционируют на базе восьми образовательных организаций города Челябинска:
  • МАОУ "ОЦ №2 г. Челябинска"
  • МБОУ "ОЦ №3"
  • МАОУ "СОШ №5 г. Челябинска"
  • МБОУ "СОШ №32 г. Челябинска"
  • МБОУ "СОШ №42 г. Челябинска"
  • МАОУ "СОШ №56 г. Челябинска"
  • МБОУ "СОШ №106 г. Челябинска"
  • МАОУ "МЛ №148 г. Челябинска".

По результатам совместной деятельности специалистов Ресурсного центра медиации города Челябинска и кураторов базовых площадок "Школьная служба примирения" образовательных организаций города Челябинска была разработана "Комплексная программа совершенствования конфликтологической культуры субъектов образовательных отношений в (обще)образовательных организация города Челябинска (в рамках деятельности Школьных служб примирения)".
О деятельности центра, программы и проекты
Центр осуществляет инновационную, организационно-методическую, информационную, консультационную и издательскую деятельность
Медиация (восстановительные практики)
Восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля) и наказание или угроза наказанием – деструктивно влияют на атмосферу в образовательных организациях.


Восстановительные практики используются для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В восстановительных практиках могут участвовать: администрация, педагоги, специалисты, родители (законные представители) обучающиеся образовательных организаций г. Челябинска.

Ценности примирения:
1) принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда;
2) восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
3) прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;
4) ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
5) выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;
6) планирование сторонами конфликта их конкретных действий – кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;
7) помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана).
Нарративная медиация
Нарративная медиация – это подход к медиации, основанный на предположениях о том, что люди живут и действуют в моделях, описаниях реальности, созданных во взаимодействии людей и институционализированных, и ни одно из этих описаний не является «истинным».

В этом направлении разрешения конфликтов при помощи посредника (медиатора) используются такие нарративные техники, как
  • экстернализация;
  • деконструирование;
  • пересочинение.
Задача этих техник – выстроить такой контекст отношений, в котором на первый план выходят истории о взаимопонимании и сотрудничестве.

Основной опорный момент в нарративной медиации – то, что истории обретают собственную жизнь, движение и развитие.

Нарративная медиация рассматривает, каким образом более широкие социальные силы придают форму конфликту между отдельными людьми и группами, и стремится помочь людям отыскать то, в чем они согласны. Доминирование одних историй над другими выражает распределение власти в социальных отношениях, и при работе нарративного медиатора в фокусе внимания находится именно культура и власть.

Цель нарративной медиации – помочь участникам конфликта выстроить историю, преодолевающую доминирование конфликта над их жизнями.

Этномедиация
Этномедиация – это способ урегулирования конфликтов, вызванных межнациональными противоречиями, участниками которых могут быть отдельные лица или группы людей. Сегодня этномедиация – это не модное поветрие, а настоятельное требование времени. В России проживают представители 193 национальностей. Учесть все интересы такого громадного количества этнокультур в полной мере невозможно. Это утопия. Но держать баланс равновесия интересов – вполне реально. И этномедиация здесь – реально действующий механизм.

Подчеркнем, что спор между представителями двух разных культур, носителями двух разных языков – одна из самых сложных ситуаций для медиации. Здесь может проявиться весь спектр «классического», эмоционального и психологического непонимания между спорщиками. И этот спектр умножается непониманием речи и культурных конструкций, используемых оппонентами. Именно поэтому в настоящее время в области этномедиации существует огромная потребность не просто в квалифицированных кадрах специалистов по альтернативному урегулированию споров, а именно в профессиональных этномедиаторах.

В локальных и более широких этноконфликтах всегда есть сложности. С этническими конфликтами мы можем столкнуться на локальном уровне – в муниципальных образованиях, но владея технологиями этномедиации, всегда можно решить любые споры в сфере межнациональных отношений.

В связи с включением в задачи образовательных организаций города Челябинска развития сети служб примирения, в Ресурсном центре медиации г. Челябинска совместно с Центром развития образования г. Челябинска реализуется программа повышения квалификации для будущих кураторов служб примирения.


Факторы обуславливающие актуальность программы:

 - формированием запроса на использование возможностей школьных служб примирения у субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, включая комиссии по делам несовершеннолетних и их защите;

 - постепенным формированием сообщества школьных медиаторов

г. Челябинска, имеющих практический опыт и заинтересованных в дальнейшем совершенствовании условий для развития медиативных технологий;

- необходимостью восполнения дефицита конфликтологической компетентности специалистов служб примирения и иных педагогических работников образовательных организаций г. Челябинска с целью совершенствования деятельности служб в контексте прочих вышеуказанных факторов.


Практическая значимость программы связана:

- с необходимостью дальнейшей практической подготовки специалистов образовательных организаций г. Челябинска, готовых развивать и использовать воспитательный потенциал служб примирения, в области конфликтологии, медиации, эффективной коммуникации в конфликте;

- с готовностью методических условий и наличием управленческих возможностей для развития воспитательного потенциала служб примирения с использованием ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Ресурсный центр медиации г. Челябинска совместно с Центром развития образования г. Челябинска реализует дополнительную программу по подготовке медиаторов-ровесников для школьных служб примирения - "Школа юного медиатора".


В ходе реализации программы, обучающиеся овладевают базовыми понятиями медиации, процедурой примирения, учатся соотносить их с практикой, развивают свои коммуникативные способности. Эти навыки ребята реализуют, участвуя в деятельности школьной службы примирения образовательной организации, так и в повседневной жизни.


На каждом этапе обучения обучающиеся мотивированы на использование получаемых знаний в своей учебной деятельности, приобретают опыт применения процедуры медиации и/или медиативных технологий для урегулирования конфликтных ситуаций с участием субъектов образовательной деятельности.

Полученные знания позволяют обучающимся:

-преодолеть барьеры общения, повысить коммуникативную культуру приобрести опыт взаимодействия в решении текущих проблем;
-конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
-освоить навыки проведения восстановительных программ;
-заложить основы для профессионального самоопределения;
-развить свой творческий потенциал, активизировать процесс самопознания.

Участие в программе содействует созданию команд школьных служб примирения.

Включение обученных детей в работу по созданию школьных служб примирения позволяет снизить уровень конфликтности в образовательной организации, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения обучающихся.
Проект "Родительская гостиная"
Проект «Родительская гостиная», инициируемый и реализуемый в Центре направлен на развитие родительской компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей путем внедрения инновационных форм сотрудничества образовательной организации с семьей.

В проекте активное участие принимают специалисты Ресурсного центра медиации г. Челябинска. Педагоги-психологи, медиаторы центра представляют материалы, с помощью которых заинтересованные родители смогут обучиться:
  • навыкам снятия эмоционального напряжения;
  • развить коммуникативные навыки;
  • более подробно познакомиться со способами бесконфликтного общения.

Одним из направлений работы с родительской общественностью является проведение восстановительных программ (восстановительная медиация, Круги сообществ, школьные и семейные конференции и т.д.) с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими, их родителями, а также с конфликтующими сторонами (обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями)).
Целью развития данного направления является снижение количества конфликтов в образовательной организации за счет принятия конструктивных управленческих решений.

В настоящее время разработана программа обучения для руководителей образовательных организаций г. Челябинска совместно с Центром развития образования г. Челябинска, ключевыми темами которой являются:
  • способы выявления организационно-управленческих причин конфликтов, связанных с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп;
  • анализ методов управления конфликтами в образовательной организации;
  • умение находить оптимальные управленческие решения с целью предупреждения конфликтов в образовательной организации;
  • выработка алгоритма управления конфликтами;
  • использование медиации как эффективного способа управления конфликтами в образовательной организации.
Среди факторов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания, отмечается характер профессиональной деятельности человека, особенно если она сопряжена с необходимостью постоянного общения с другими людьми.

Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.

С целью профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов, педагоги-психологи, медиаторы Ресурсного центра медиации г. Челябинска, подготовили видеолекторий об эффективных способах борьбы со стрессом, состоящий из 10 занятий.
В жизни каждого ребенка существует немало ключевых этапов:
  • адаптация в детском саду, школе;
  • становление собственной личности;
  • осознание своего места в обществе.
Наряду с этим можно назвать факт профессионального самоопределения.

Выбор будущей профессии – достаточно сложный вопрос. Роль родителей (законных представителей) в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии.

Как прожить этот период без конфликтов?

Педагоги-психологи, медиаторы Ресурсного центра медиации г. Челябинска оказывают консультативную помощь в вопросах профилактики конфликтных ситуаций между родителями (законными представителями) и детьми в период профессионального самоопределения, помогают снизить напряжение, найти способ договориться и услышать друг друга.

Навыки, знания и представления, полученные обучающимися образовательных организаций г. Челябинска в ходе занятий в клубе, понадобятся подросткам и в их жизни.


Цель клуба – практико-ориентированная подготовка обучающихся к работе в качестве посредников (медиаторов-ровесников) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательной деятельности, создание условий для успешной социализации подростков, получение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.



Задачи клуба:

  • сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  • создать условия для освоения обучающимися мирной позиции в конфликтной ситуации;
  • познакомить обучающихся в активном режиме с программой Круг сообщества;
  • способствовать развитию толерантного отношения к участникам образовательного деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных навыков у обучающихся.

Прибор "СИГВЕТ MSPI-2020"

Прибор "Сигвет MSPI-2020" – новейший нейропсихологический комплекс для краткосрочной переработки негативной информации и формирования новых нейронных связей.

Метод ДПДГ работает с последствиями психотравмирующих событий, таких как:
- болезненные воспоминания;
- отрицательное самопредставление;
- неуверенность в себе;
- негативные эмоции;
- повышенная тревожность, страхи;
- чувство вины и обиды.
БОС (метод биологической обратной связи) рекомендован к использованию:
  • при синдроме дефицита внимания и гиперактивности;
  • при эмоциональной нестабильности, перепадах настроения, тревожности, страхах;
  • при нарушениях поведения: агрессивности, потере самоконтроля.

БОС – терапия может послужить хорошим подспорьем в процессе медиативной практики. Не секрет, что к медиации прибегают семьи, имеющие признаки психологического неблагополучия. Больше всего в этой ситуации страдает ребенок. Дополнительным инструментом помощи в стабилизации эмоционального состояния ребенка может выступить БОС–тренинг.

БОС – абсолютно безопасная практика, но не панацея. Как и в любом деле, изменения происходят после курса регулярных занятий. Регулярно выполняя предложенные упражнения и получая обратную связь в виде конкретного результата, мозг запоминает это состояние и постепенно учится работать в экологичном, правильном, сбалансированном режиме.
Руководство и специалисты центра
  • Ольга Сергеевна
    Меркасимова

    Директор 
  • Ксения Александровна
    Трубина

    Заместитель директора
  • Эльвира Данисовна
    Галиахметова

    Заместитель директора
  • Нина Владимировна
    Кандышева

    Методист
  • Светлана Николаевна
    Гриневич

    Педагог-психолог, медиатор
  • Анжелина Маркленовна
    Портнягина

    Педагог-психолог, медиатор
  • Елена Александровна
    Уланова

    Педагог-психолог
  • Анастасия Юрьевна
    Астахова

    Педагог-психолог
  • Анастасия Александровна
    Кунилова

    Педагог-психолог
Связаться со специалистами центра
Made on
Tilda