Конфликты во взаимодействии родителей и детей являются одной из самых распространенных в обычной жизни.

 

Невозможно найти такую семью, где бы полностью не было конфликтов между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в одной трети случаев были конфликтные взаимоотношения.

 

Существуют психологические факторы  конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

 

Первым фактором будет являться тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничные и дисгармоничные типы семейных отношений. В первом случае в семье устанавливается равноправие, которое проявляется в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

В другом варианте в семье присутствует негативный характер супружеских отношений, который выражается в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень напряжения в данной семье все время нарастает и приводит к невротическим реакциям ее членов, а также возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Вторым фактором будет являться деструктивностъ семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: 

  • разногласие членов семьи в вопросах воспитания;
  • противоречивость, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • завышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Третьим фактором будет личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, которые способствуют их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, лет и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

 

Чаще всего конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Обычно ребенок на конфликтные действия родителей отвечает реакциями (стратегиями):

  • оппозиции (показные действия негативного характера);
  • отказа (отсутствие подчинения требованиям родителей);
  • изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, скрывают информацию и действия).

Следовательно, исходя из вышесказанного, основными направлениями профилактики конфликтов родителей и детей могут быть следующие:

  • развитие воспитательной культуры родителей, которая позволяет учитывать возрастные психологические особенности детей и их эмоциональные состояния;
  • организация семьи на общих началах, т.е. тогда определенные трудовые обязанности, совместные увлечения послужат основой выявления и разрешения возникающих противоречий;
  • подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; 
  • интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. 

 

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми могут способствовать следующие принципы:

 

  1. всегда помнить об индивидуальности ребенка:
  2. учитывать, что каждая новая ситуация требует иного решения;
  3. стараться понять требования маленького ребенка;
  4. помнить, что для перемен нужно время;
  5. противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  6. проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  7. чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  8. одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  9. совместно искать выход путем перемены в ситуации;
  10. уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно;
  11. дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
  12. логически разъяснять возможности негативных последствий;
  13. расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  14. использовать положительный пример других детей и родителей;
  15. учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Новости